iv-schools.ru

Курс "Основы религиозной культуры и светской этики"

«Основы религиозных культур и светской этики» – учебный курс, который с 2012 г. планируют ввести в школьную программу в качестве обязательного предмета, изучаемого в 4 классах.

Курс состоит из шести модулей (шести частей), по каждому из которых создан специальный учебник:
1. Основы православной культуры.
2. Основы исламской культуры.
3. Основы буддийской культуры.
4. Основы иудейской культуры.
5. Основы мировых религиозных культур.
6. Основы светской этики.

Родители выбирают для изучения один модуль из шести.

В настоящее время каждому из родителей государство предоставляет право выбрать для своего ребёнка один из модулей, который он будет изучать с сентября 2012 учебного года, в т.ч. модуль «Основы православной культуры». Для того чтобы Вы могли сделать выбор более осознанно, мы предлагаем Вам ознакомиться с учебниками по каждому из шести модулей.

По словам Святейшего Патриарха Кирилла, родители школьников должны четко понимать: при выборе предмета «Светская этика» они обрекают своих детей на изучение атеизма. Учебник по этому предмету написан с позиции нерелигиозной, атеистической морали, в основе которой лежит представление о том, что человек сам способен определить, что есть добро, а что – зло. Такое понимание существенным образом противоречит православному представлению о нравственности, в котором «мерилом» добра и зла признаётся Бог, Живая Личность, любящая Своё творение. По мнению некоторых священнослужителей Русской Православной Церкви, воспитание в рамках предмета «Светская этика» может быть сведено к морализаторству и побудить ребенка лишь к формальному, внешнему следованию установленным в обществе правилам.

В учебнике по курсу «Основы мировых религиозных культур» собраны разнообразные сведения об основных религиях, распространённых в мире. По мнению некоторых священнослужителей РПЦ, предмет «Основы мировых религиозных культур» не может быть адекватно воспринят ребёнком в 4 классе. В четвертом классе еще не преподаются история и география. В этом возрасте у ребенка нет ощущения истории, нет запроса к её изучению, тем более – к изучению истории религий.

Учебник по модулю «Основы православной культуры» разрабатывался специально созданным по распоряжению Святейшего Патриарха Кирилла редакционным советом и редакционной коллегией. Секретарём Редакционного совета и председателем Редакционной коллегии был назначен протодиакон Андрей Кураев.

В этом учебнике на примере доступных образов и близких ребёнку жизненных ситуаций объясняются главные понятия православия, православной культуры: «Бог – это кто?… Ну не смогу я всё это объяснить. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то мастеришь. Или когда мама обнимает. Но маму-то я вижу. А Бога я не вижу. А всё равно что-то чувствую…» (А.В.Кураев. Основы православной культуры. – М.: «Просвещение», 2011; с.8). «Бог лучше нас знает, что полезнее для нашей страны. И отец может не исполнить просьбы, если, например, простуженный ребёнок просит купить мороженое…» (Там же, с.49).

Полный текст учебника «Основы православной культуры» А.В.Кураева можно прочитать на сайте:
http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=217

В настоящее время Русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и церковной иерархии поддерживает введение курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах и, более того, призывает мирян к активной позиции «партнёра государства и школы в преподавании православной культуры, школьном воспитании и образовании» (www.otdelro.ru).

Сейчас как никогда стоит задумываться не только о судьбе своих детей, но и о судьбах тех, кто учится вместе с ними, о судьбах будущих поколений, о будущем школы. В этом смысле особенно важно заботиться о том, чтобы в школах основы православной культуры начали преподавать, и более того, преподавать на хорошем уровне. Возможность изучать основы православной культуры в общеобразовательных школах – большая милость Божия.