iv-schools.ru

Программа развития, образовательная программа школы

Программа развития школы на 2010-2014 годы
Приказ 1ОО программа
Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального учреждения средняя общеобразовательная школа №43 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального учреждения средняя общеобразовательная школа №43 г. Иваново разработана на основе следующих документов:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
- ст. 14,15 Закона РФ «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
- Устава школы (утвержден начальником управления образования г.Иваново 27.12.2007года)
Локальные акты:
1.0 классах 1 ступени
2.0 текущей и промежуточной аттестации
З.Об организации индивидуального обучения
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла-нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
Образовательная программа содержит следующие разделы:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
• учебный план и внеурочную деятельность образовательного учреждения;
• программы отдельных учебных предметов, курсов;
• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
• программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
• программу коррекционной работы;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т. д.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, реализация которых должна сопровождаться поддержкой тьютора образова-тельного учреждения.
Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», ФГОС НОО и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Целью образовательного процесса при реализации ФГОС является достижение выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для успешного продолжения обучения, саморазвития и самореализации с учетом индивидуальных особенностей его развития и состояния здоровья.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами ( СанПин 2.4.2.28210» Санитарно-эпидиамилогические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» , рег.№ 19993 от 03.03.2011г)
Начальные классы муниципального учреждения средняя общеобразовательная школа №43 г. Иваново расположены на первом и втором этажах кирпичного трёхэтажного здания по улице Носова дом 49. В школе созданы условия для работы и учебы. В здании есть спортивный зал, тренажерный зал, столовая, медицинский кабинет для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий. В этом же здании расположен Музей школы и кабинеты для внеурочной деятельности кадетского корпуса.
Начальные классы занимают 12 кабинетов (7 – учебных, и 5 игровых комнат), 5 учебных кабинетов за последнее время оборудованы новой учебной мебелью, в 3 кабинетах установлены компьютеры.
Начальная школа сотрудничает с двумя дошкольными образовательными учреждениями, расположенными в микрорайоне школы, а также с МОУ ЦБР № 4,областной филармонией, ивановским театром кукол, городской библиотекой.
Целевое назначение
- реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;
- обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУРФ;
- создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования начальной школы, достижения уровня элементарной грамотности обеспечение прочных навыков чтения, счета, грамотного письма, развитой речи;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- сохранение и поддержка физического и психического развития детей;
- подготовка и адаптация учащихся к обучению в школе, формирование и поддержка положительной мотивации и познавательных способностей;
- формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);
- развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
- развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира).
- воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;
Ведущие задачи:
- Создание условий для познания ребенком самого себя, своих потребностей, стремлений и желаний, развития разных возможностей мировосприятия;
- Организация познания элементов окружающего мира, формирования элементов научной картины мира, что становится базой для дальнейшего обучения на 2-й ступени;
- Поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.
В основе программы лежит принцип: от ребенка – к миру, от мира – к ребенку. Программа ориентирована на развитие личности, на становление ребенка как субъекта образования.
“’На 01.09.2010г в начальных классах обучается!88 учащихся.
Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа начального общего образования
Возраст: 6,5-10 лет
Состояние здоровья:
1 -4 группы здоровья, отсутствие медицинских противопоказаний для обучения в I классе
общеобразовательной школы,
Уровень готовности к освоению программы:
школьная зрелость по результатам медицинского заключения (на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению).
Технология комплектования:
заявительный порядок (в соответствии с правилами приема в ГОУ
Продолжительность обучения 4 года
Педагогический коллектив начальной школы — 7 человек, из них 2 учителя имеют высшую квалификационную категорию, 3 учителя 1 квалификационную категорию, один учительнагражден Почетной грамотой Министерства образования и науки
Учителя в работе используют УМК « Школа России».
Школа России» — это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.
Программа «Школа России»:
1. Сочетает традиционные наработки и новейшие достижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы развивающего мышления.
2. Представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющее полное программно-методическое обеспечение.
3. «Школа России» школа духовно нравственного развития.
4. Учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, которые должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы.
5. Дифференциация обучения, развитие личности каждого ребенка, снятие стрессообразующих факторов учебного процесса
Цель: Воспитание школьников как граждан России.
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: никаких особых качеств от ребенка не требуется. По данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.
^ УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции. УМК обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальной школе, и работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для успешного обучения в школе, а также в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.
В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все /’*, лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало л/ свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение . " положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития г1 л ребенка.
^ Наиболее существенной особенностью учебно-методического курса «Математика» (Автор М.И.Моро) является направленность на формирование сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений.
^ Начальный курс математики – интегрированный: в нем объединены арифметический и геометрический материалы. В программе есть элементы алгебраической пропедевтики, которые позволяют повысить уровень формируемых обобщений. Раскрыта взаимосвязь между компонентами и результатами действий. Используется сопоставление, сравнение, противопоставление связанных между собой понятий, действий и задач, выясняется сходство и различие в рассматриваемых фактах. Материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.
Важное место занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс формирует пространственные представления, знакомит с различными геометрическими фигурами, их свойствами, обновлена тематика задач, введён разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей.
Соблюдаются ведущие принципы обучения математике – учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.
Многолетняя апробация учебников «Русский язык» (автор Т.Г. Рамзаева), показала, что программа нацелена на изучение коммуникативно-речевого языкового материала. Система лингвистических знаний создает возможность использовать их в своей речевой деятельности во взаимосвязи с элементами знаний по речеведению, а также сведениями об окружающем мире, роли человека в нем. Данная система обеспечивает благоприятные условия для целостной системы обучения языку и речи, а, следовательно, развитию личности.
Центральное место отводится изучению речевых единиц: как слово, предложение, текст. Осуществляется формирование синтаксических понятий, морфологических, словообразовательных. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать и синтезировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Приоритетной задачей курса «Литературное чтение» (Авторы программы: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова (1-4 кл.) является полноценная языковая и литературная подготовка учащихся, развитие его познавательной деятельности. Достижению этих задач способствует содержание учебных книг, их структура и методика обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого. В учебники включены не только познавательные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают богатство человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Программа охватывает все литературные жанры, сказки, рассказы, басни, драматические произведения.
Учебно-методический курс «Мир вокруг нас» (Автор А.А. Плешаков). Курс нацелен на формирование в сознании учащегося образа окружающего мира как дома. Своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. В программе объединены вопросы природоведческого, обществоведческого и экологического характера. Есть в учебниках разделы по этике, экономике, ОБЖ, страноведению и истории. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Курс позволяет реализовать приоритетную цель образования гармоничное развитие личности ребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
УМК не вызывает споров у родителей. Программа рассчитана на любого ребенка. Введены элементы развивающего обучения. Дети спокойно переходят в среднее звено, обучение в котором также ведется по традиционной программе. Возможно, детям с определенными способностями будет скучновато. Но это можно решить дополнительными учебными материалами.
Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.
Внеурочная воспитательная работа тесно связана с учебным процессом. В школе функционируют разнообразные кружки: предметные, познавательно – развивающие и др., а также спортивные секции, для работы в которых привлекаются не только учителя школы, но и преподаватели учреждений дополнительного образования. Учащиеся начальных классов успешно участвуют в городских конкурсах и соревнованиях
Школа имеет большую историю и интересные традиции в обучении, развитии и воспитании детей. Образовательное учреждение МУСОШ № 43является базовой площадкой по изучению правил дорожного движения, для этого оформлен кабинет ПДД.
Условия реализации образовательного процесса:
Формы организации учебного процесса: классно – урочная система, внеучебная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность)
Ведущие технологии, используемые в образовательном процессе в начальной школе:
разноуровневое обучение с учётом индивидуальных психологических особенностей детей;
игровые технологии;
обучение в сотрудничестве;
здоровьесберегающие технологии;
проектные и исследовательские технологии обучения;
информационно-коммуникационные технологии
Организация учебного процесса в целях охраны жизни и здоровья учащихся:
Направления занятий: разговор о правильном питании, ОЗОЖ; проведение «Дней здоровья», спортивных игр и соревнований, проведение занятий по программе «Здоровье»
Направления внеучебной деятельности:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- общекультурное
- научно-познавательное.
Сотрудничество с родительской общественностью:
1. Предоставление родителям (законным представителям) возможность ознакомления (согласно Уставу школы):
- с ходом и содержанием образовательного процесса;
- оценками успеваемости обучающихся;
- режимом работы школы;
— основными направлениями работы педагогического коллектива;
— достижениями школы.
2. Привлечение родителей к сотрудничеству:
— работа Совета школы
— работа общешкольного родительского комитета
- работа родительского комитета класса 3. Привлечение родителей к общешкольным и классным мероприятием:.
- 1 сентября
- Мама, Папа, Я – спортивная семья
- Прощание с начальной школой
- «День здоровья»
- экскурсии и экскурсионные поездки
Планируемый результат реализации ООП.
-личностные результаты -готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению,цценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,отражающие их индивидуально-личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-метапредметные результаты-освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,регулятивные и коммуникативные);
-предметные результаты-освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт спецефической для каждой предметной области деятельности по получениюнового знания ,его преобразованию и применению , а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Портрет выпускника начальной школы, после 4-го класса:
• любознательный, любит свой край, Родину
• уважает и принимает ценности семьи
• умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию
• выполняет правила здорового и безопасного образа жизни
• владеет основами умения учиться, способен сам организовать свою деятельность

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.
В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии скоммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики
содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий
-будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий
выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий
выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере
коммуникативных универсальных учебных действий
выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на • анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувствауспешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне
положительного отношения к образовательному
учреждению, понимания необходимости учения;
выраженной устойчивой учебно-познавательной
мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым
общим способам решения задач;
адекватного понимания причин
успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной
самооценки на основе критерия успешности реализации
социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской
идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне,
способности к решению моральных дилемм на основе
учёта позщий партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
установки на-здоровый образ жизни и реализации её в
реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и
ориентации на искусство как значимую сферу
человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей
и сопереживания им, выражающихся в поступках,
направленных на помощь и обеспечение благополучия._
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках.
Выпускник
получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные
задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий
контроль по результату и по способу действия,
актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном
пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации
об окружающем мире и о себе самом, в том числе с
помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том
числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая
концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового восприятия художественных и
познавательных текстов, выделять существенную
информацию из сообщений разных видов (в первую
очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом
круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение
общности для целого ряда или класса единичных объектов
на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе
распознавания объектов, вы